Еще раз о подростках
На одном из небольших семинаров, когда обсуждали сложности построения контакта с подростком, выяснилось, что взрослые все-таки боятся молодых людей, которые завтра станут юношами и девушками. О чем же этот страх, чего боятся большие мамы и папы? Ответы были достаточно разнообразными, но все они сводились к следующему: родители боятся импульсивности своих детей, их непредсказуемости. И это отчасти правильно. То, что происходит импульсивно, часто бывает сложно исправить сразу или быстро. А для этого есть простые идеи, которые можно воплотить в любой семье. Человек так устроен, что ему несколько лень придумывать разные неожиданные штуки. Но если же он пришел к тому, что стал это делать, то скорее всего, его либо довели до этого (вариант – не услышали, оскорбили, унизили, не замети ли), либо он не нашел вариантов действий, которые необходимо делать, чтобы выйти из неприятной ситуации.
Что можно предложить ребенку? А ведь у него действительно веер поведенческих возможностей очень маленький. Он просто не знает, как нужно поступать в той или иной ситуации. И, если в дошкольном возрасте мы учим его не разговаривать с чужими «дядями и тетями», вести себя определенным образом, то в подростковом возрасте мы не меняем его репертуар, не учим его поступать по-другому. В этом случае можно договориться с ним, как взаимодействовать в кризисных ситуациях, поступать в неожиданных ситуациях и ситуациях неопределенности. Еще лучше, если в семье будут заведены определенные правила, которые помогут подростку высказаться, попросить помощь, принять решение. На наш взгляд, это могут быть определенные семейные традиции, например, обязательные чаепития по субботам, когда можно спокойно обсудить вопросы, ритуалы, правила, которые приняты только в вашей семье и т.п. Все эти понятные правила для членов семьи могут во многом снизить напряженность как в отношениях, так и не допустить ничего неожиданного. Конечно, гарантий никто не дает, но это всегда лучше, чем ничего.
С использованием материалов сети Интернет
Дегтярева Нина Николаевна, педагог-психолог,
консультант проекта «Родители и дети: шаги навстречу»