«Снова о трудном возрасте»
Мы говорим о трудных детях, о том, что они нас не слушаются, безобразно себя ведут, нарушают правила, а особенно – наши с Вами границы «взрослого человека». Кто-то винит себя, а чаще всего – мы злимся на детей. Вот здесь и появляется неприятный вопрос: а на кого похожи наши дети – кого они копируют, повторяют фразы и движения, вплоть до хромоты, разговаривают, ругаются, используя услышанные выражения своих родителей? Ответ понятен сразу: конечно же нас! А раз так, то многие их действия, мысли, переживания связаны с нами, скопированы с нас, так организованы, чтобы мы были рады действиям нашего ребенка.
Появляется очень простой вывод: прежде чем ругать ребенка, подумайте о себе. Не Ваше ли поведение провоцирует поведение ребенка, когда родители приводят своих детей к психологу, прося его о том, чтобы «починили» их хорошенького, который вдруг «сломался» и перестал слушаться. Ребенок постепенно взрослеет, становится более ответственным, уверенным в себе. Ребенок перестает быть маленьким и послушным. В результате взрослые родители не успевают за своим растущим ребенком, видя в нем только маленького человечка из детского сада. Он же изменяется постоянно. Однако нельзя и возлагать на него большую ответственность, чем ребенок может на себя взвалить. Балансируя и пробуя, можно найти оптимальное отношение возраста и ответственности. Поэтому можно сделать вывод что, трудный возраст — это прежде всего умение взрослого определить сколько Ваш ребенок может взять и нести…, а Ваш ребенок – это человек, который обычно очень любит и лоялен к своим родителям.
Широбоков Дмитрий, педагог-психолог,
консультант проекта «Родители и дети: шаги навстречу»
Подготовлено по материалам сети Интернет