Если отношения с ребенком вышли из-под контроля…
Все мы знаем выражение: «Наши дети – это отражение нас самих». И от того, каково наше эмоциональное состояние, поведение и отношение к ним, зависит то, что они приобретут в процессе общения. Если ребенок окружен критикой, насмешками, злостью, обманом, позором, то чему он научится? Конечно, обвинять, быть недоверчивым, причинять боль, врать, чувствовать вину. Но в то же время, если ребенок окружен поддержкой, похвалой, одобрением, любовью, то он учится защищать, быть уверенным, справедливым, уважать себя и окружающих, дарить любовь. Именно вы выбираете направление в воспитании и обучении ребенка. Но если внезапно ваше милое дитя вдруг вышло из-под контроля и начало вести себя совсем не так, как подобает благовоспитанному ребенку, что обычно предпринимают родители? Они могут искать злой умысел, порочные гены, плохих друзей и компанию, влияние улицы и т.д.. На самом же деле – такие дети особенно чувствительные и ранимые. Они под влиянием жизненных нагрузок и трудностей реагируют на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: такие дети нуждаются только в помощи и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.
Причины непослушания ребёнка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина может быть иная. В психологи выделяют четыре основные причины нарушений поведения детей.
- Борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
- Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Детям становится очень трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают. Проблема заключается в том, что если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребёнка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно своё, а это – главное.
- Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей: резкое замечание, невыполнение обещания, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности – всё те же протесты, непослушание, конфликты со сверстниками, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: « Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»
- Потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребёнок вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, всё равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне всё равно», «И пусть плохой, и буду таким».
Согласитесь, что стремления детей вполне выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха.
Почему же они так себя ведут? Да потому, что не знают, как это сделать иначе. Поэтому всякое серьёзное нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помоги мне!
Может ли родитель помочь своему ребенку? Может, но для этого нужно понять причину непослушания и плохого поведения.
Есть семь правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Первое правило: Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Правило второе: Ограничений, требований, запретов должно быть в пределах разумного. И они должны быть гибкими.
Правило третье: Ваши требования не должны ущемлять потребности ребенка.
Правило четвертое: Устанавливая ограничения, требования, запреты, обговорите их со всеми взрослыми членами семьи и придите к единому мнению между собой.
Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем приказным.
Шестое правило: Это поддержание дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.
Правило семь гласит: Если вы предъявляете требование, запрет или ограничение, то оно должно распространяться на всех членов семьи и не зависеть от вашего настроения.
Ксения Беловолова, педагог-психолог,
консультант проекта «Родители и дети: шаги навстречу»